Главная » 2014 » Желтоқсан » 11 » История культуры в женских казахских украшениях
17:40
История культуры в женских казахских украшениях

История культуры в женских казахских украшениях

            

Казахское народное ювелирное искусство занимает особое место в истории национальной культуры, истоки которого, уходят в глубь тысячелетий. Ювелирное дело, в отличии от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что предопределилось спецификой производства. Говоря о ювелирных изделиях казахов, необходимо прежде всего учитывать, что практически все они несли в себе не столько декоративную, сколько магико-защитную функцию, и смысловым значением были наделены здесь и форма, и орнамент, и материал. Так блеск серебра и его цвет ассоциировались у них, как и у многих народов мира с лунным светом, с Луной. В их представлениях «Бледная планета» и серебро были тесно связаны между собой; металл они рассматривали как частицу ночного светила и наделяли его различными магическими свойствами. Не случайно в воду для купания ребенка бросали серебряные кольца и монеты, говоря: «Баланын куни кумистей жарык бослын» (Пусть дни ребенка будут светлыми как серебро.  Казахские ювелиры - зергеры работали в одиночку и мастерство свое передавали по наследству. Важно отметить, что казахские мастера зергеры в совершенстве владели сложными техниками ювелирного дела: штамповкой, гравировкой, чеканкой, зернением, сканью, насечкой, чернением. Главной продукцией зергеров были женские ювелирные украшения, пользовавшиеся большим спросом среди всех социальных слоев общества, что определялось не только их эстетической природой, но и рядом ритуально-функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами, религиозными представлениями свойством. Древнейшим оберегом считались серьги, благодаря чему их носили с раннего детства и которые являлись постоянно носимым украшением. Существует множество типов и вариантов серег. Мастерством и тонкостью исполнения отличаются филигранные серьги. С легким причудливым ажуром удачно сочетаются изящные подвески в форме колокольчиков с проволочной бахромой. На западе и юге Казахстана были распространены своеобразные по форме височные украшения. Интересна композиция изделия. Все составные части - штампованные солярные знаки, ромбовидные фигуры - связываются и объединяются в одно гармоничное целое проволокой, которая образует декоративную спираль, превращаясь в ажурную вставку, и далее переходит в длинный прямой стержень. Большой интерес представляют нагрудные украшения амулетницы - тумарша (треугольной формы), бойтумар (в форме полной трубки с подвесками), выполнявшие наряду с эстетической функцию оберега. Амулетницы изготовлялись полными, внутрь вкладывались выдержки из Корана, морские и речные раковины, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерсти, наделявшиеся благоприятным магическим свойством. Обязательным атрибутом женского туалета являлись звенящие накосные подвески - шолпы, шашбау, украшавшие и одновременно подчеркивающие длину и густоту волос, олицетворявших девичью косу. Они подвешивались к концам кос и составлялись из цельнометаллических монет. Звон накосного украшения призван был охранять волосы, поскольку по казахским поверьям считалось, что в волосах обитает часть души. У казахов, как и у других народов Востока, существовало представление о том, что колокольчики своим движением и звоном способны отпугивать нечистые силы. Височные украшения «шекелік» надевались, как правило, в торжественных случаях. Они крепились за петли головного убора или за волосы у виска. Причем все серебряные монетки этих украшений при движении создавали своеобразную мелодию, соответствующую походке каждой девушки и именно по ней нередко судили о ее характере и нраве. Музейные предметы передают различную информацию о народных традициях. Доносят ценности прошлого до наших современников. В музее истории хлопководства хранятся женские украшения. Это тумар, шекелік, сырға. Эти украшения были переданы в дар музею в 1985 году от семьи Токжигитовых. Глава семейства Токжигитов Мамык герой социалистического труда. Тумар состоит из основной части трегольной формы с фестончатыми краями  и четырех  пикообразных подвесок. Шекелік  из удлиненной детали S- образной формы, деталей шарообразной формы по центру опоясывающей орнаменталной полосой,манжет и  пикообразных подвесок. Сырға состоит из дужки S- образной формы, с подвесками на пикообразных петельках,  манжет с петлями. Подвески шашбау, которые входят в состав музейных фондоф, состоят из 6 монеток- 20 копеек, 6 монеток- 10 копеек, 6 монеток- 5 копеек. Одна из монеток 1800 года. Данные подвески поступили в фонд музея в 2011 году, сотрудницей музея Бабашевой Р., которые достались ей от бабушки. Исполненные с любовью, старанием и тщательностью, женские национальные украшения говорят нам о высоком мастерстве народных умельцев. Тумар, шашбау, сырға и шекелік я вляются ценными источниками для изучения прикладного исскства и ремесел казахского народа, а также традиций в казахском обществе.

 

                                                                                                         Хранитель фондов Хамедова С

Просмотров: 1398 | Добавил: aika | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Аты *: Email:
Код *:
Күнтізбе
«  Желтоқсан 2014  »
ДүСеСәБеЖұСеЖе
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн болып отырғандар: 1
Қонақтар: 1
Қолданушылар: 0